Главная / Экспедиции / Седьмая экспедиция Седьмая Камчатско-Курильская историко-географическая экспедицияВыписка из полевого дневника участника экспедиции - Ирины Васильевны Витер Состав экспедиции: Евгений Верещага, Александр Григоренко, Сергей Бакуров, Ирина Витер, Алексей Лапшов, Виктор Чепасов, Александр Колпаков, Алексей Фомин, Денис Семенов, Сергей Гударин, Константин Фомин. Назначался выход в море 14 июня 2007 года на гидрографическом судне «Север». Выход отменили в связи с отсутствием повара на судне. 15.06. 07 в 12.00 вышли из Петропавловска-Камчатского, скорость после выхода в море 11-12 узлов. Капитан огласил правила и распорядок дня: четырехразовое питание, воду экономить, команду не спаивать. Кроме нашей экспедиции, на судне идут три человека из Москвы и СПб с инспекционной поездкой, предполагается менять всю систему маяков, и три человека, которые проверяют состояние маяков, замеряют радиацию и фиксируют все вокруг маяков. 16.06. В 6.00 подошли к мысу Лопатка. Туман сильный, морось, временами дождь, практически ничего не видно. Только после завтрака, который на корабле в 8.00 — начали готовиться к высадке. С 10 до 10.30 тремя ходками на резиновой лодке дайвингистов высадились на м. Лопатку. Встретил нас начальник маяка, он же водитель прекраснейшей вездеходной машины. Может быть, она такая и не предполагалась при конструировании, но из нее сделали вездеход. Машина Газ-52, с 1986 г. была на заставе, пять лет назад передали ее маячнику. Водитель, Зюзин Анатолий Александрович, он же начальник маяка на мысе Лопатка, просто «асс» в вождении. Машина страшненькая, но проходимость – поднимались почти по вертикальным откосам, по «мокрющей» тундре. И, самое главное, наш водитель-маячник отлично знает все окрестности (на маяке он с 1982 года, 25 лет работает и в тот же день вечером при возвращении на маяк ему вручили памятный знак «200 лет маячной службы» от 7 июня 2007 г.), показал нам место, где лежит разбитый самолет. По его рассказу: он ехал с охоты на мотоцикле и налетел на винт самолета. Он очень точно указал место, буквально в 20 м. от дороги Е. М. Верещага наткнулся на первый фрагмент самолета – лопасть. Координаты определили по GPS и соответствуют данным, имеющимся у Верещаги (все координаты на чертеже: 50 гр.53 мин.60 сек и 156гр. 43 мин.01 сек.) - все фрагменты в координатах до 50 гр.53 мин 65 сек. 10 человек экспедиции пошли цепью метров через 5. Использовали металлоискатель, наткнулись на ложбину, буквально заполненную металлом. Все фиксировали на камеру и фотоаппараты. Местность – сухая тундра с кочками шикши, рододендрона, анемонов, примулы. Зелень только начинает пробиваться через прошлогоднюю траву – начало весны. Искали фрагменты самолета по направлению к морю, держали направление на металлический ржавый столб с бывшей табличкой о том, что здесь находится лежбище каланов. Фрагменты заросли кустарником, травой. Один из фрагментов с четкой пластиной маркировкой, которая точно подтвердила, что мы нашли американский самолет, буквально вырубали из кустарника шиповника. Этот самолет по сведениям Верещаги был сбит в июне 1945 г., и запись об этом он видел в журнале погранзаставы. Недалеко от первой найденной лопасти нашли вторую лопасть, пробитую пулями, и совсем недалеко – целый винт с тремя лопастями, весь пробитый пулями, в одном отверстии застряла пуля. Забрали с собой вторую лопасть, винт конечно же неподъемный. Собрали все фрагменты с маркировкой и наиболее выразительные. Нашли фрагмент обгоревшей кабины. Место падения самолета в 5 км от маяка на восточном побережье. Судя по всему – подбитый самолет буквально на лету разваливался по частям. По довольно крупному фрагменту четко видна линия падения самолета. Продолжая эту линию от склона гряды на столб, обозначающий лежбище, на прибойной полосе обнаружили один из моторов самолета. Вполне возможно, что второй – в море, но может быть и видели фрагменты мотора чуть дальше по прибойной полосе. Были сведения, что здесь были похоронены 6 погибших членов экипажа, но могилу найти не смогли, нет никакой привязки. Но по № самолета и № заказа очевидно, можно попытаться определить куда летел самолет и имена экипажа. В 13.30 пришла за нами машина, времени совсем не было, надо было возвращаться на корабль, но дали полчаса, чтобы осмотреть береговую батарею на м. Лопатка. В 13.55 подъехали по дороге (остановились на пересечении трех дорог) и через 200 м. увидели первую пушку. Туман был очень сильный видимости никакой, поэтому буквально наткнулись на пушку. На батарее (по некоторым сведениям- из заметки путешествия клуба «пятое колесо») находятся 4 пушки, но видели, подошли и сфотографировали только две – из-за недостатка времени, сильного дождя и почти нулевой видимости. Пушки стоят в глубоких бетонных капонирах, метра 2-2,5 , закрыты металлическими высокими защитными щитами. Пушки не разграбленные, целые. По периметру капонира проемы (очевидно, когда-то закрывались, у одного сохранилась подобие двери), по окружности капонира по 2 амбразуры, закрываемые металлической заслонкой. Слева и справа от пушки через высокие «двери» - подземный бетонированный проход с нишами для снарядов, в некоторых сохранились деревянные полки. Тоннели выходят на поверхность земли (примерно 30-40 м.), не доходя до половины дороги до второй пушки. Между пушки расстояние метров 200. Тоннели бетонные, хорошо сохранившиеся, стены гладкие, сухие. В 14.30 уезжаем назад на маяк. На маяке в торжественной обстановке, насколько это возможно на маяке, нашему водителю и начальнику маяка вручают памятный знак. В 16.00 прибываем на «Север2. Погода весь день была противная, но несмотря Ни на что все сфотографировали. И, мне кажется, это будут первые снимки береговой батареи, которая в 1945 г. помогала высадке десанта на о. Шумшу. 17.06.07. День пасмурный, низкая облачность, морось, временами дождь. Уже начинаем привыкать к такой погоде. В 9.00 подошли к м. Курбатова, северная оконечность о. Шумшу. В 9.30 началась посадка в лодку. В планах этого дня было посетить высоту 171, осмотреть окрестности мыса. Высаживались все 11 человек экспедиции. Предположили, что высаживались в том месте, где в августе 1945 г высаживался Курильский десант. Довольно небольшая песчаная бухта, с двух сторон ограниченная каменными выступами, небольшими каменными островками, причем очень эффектными – черные, гладкие, в виде карандашей «уложенные». 18.06.07. Всю ночь простояли на рейде. Утром дошли через Второй Курильский пролив до района г. Шутова (о. Шумшу) и весь день качались на сильных волнах. Подошел настоящий циклон, ветер, дождь. До 12.00 решали - можно ли высаживаться на берег. Но погода еще ухудшилась, туман низкий, Шумшу почти не виден. Качает довольно сильно. Алексей делал, по его словам, «тошнотные» кадры. В иллюминаторе появляется то небо, то все заполняется морем. У бедной буфетчицы кастрюля с супом отправилась в путешествие на пол, захватив с собой тарелки и кружки, которые образовали на полу очень живописную кучу. После обеда (обед на корабле в 12.00) стало ясно, что никуда нас не высадят. И Евгений Михайлович и я, Ирина Васильевна занялись очисткой всего набранного на м. Лопатка. В общей сложности мы привезли оттуда 2 мешка мелких фрагментов и деталей, 4 крупных детали с двигателя и часть корпуса. Боцман выделил нам кисть, металлическую щетку, «дед» дал нам наждачной бумаги разного размера. У Е. М. были остальные инструменты, необходимые для реставрации и приведения в товарный вид всего нами собранного: шило, отвертка, плоскогубцы. Счищали грязь, ветки, мох, искали любую маркировку - №, цифры, буквы, клейма. Практически на всех деталях они присутствовали. Остается составить их реестр с фотографиями и пытаться через архивы что-то выяснить. Обнаружили несколько интересных вещей. В одной из частей двигателя забита гильза (похоже, пулеметная), чья она, и что она там делает – непонятно. Если верить данным по Б-25 (Интернет), экипаж самолета должен быть 5 человек. Но в записях заставы написано, что весь экипаж, 6 человек, погибли и похоронены. Тоже непонятно. Закончили трудовой подвиг в 21.30. Все сфотографировали до очистки и после. Сняли на кинокамеру практически весь процесс рождения будущих экспонатов, правда комментарии, которые попутно делались, вряд ли попадут в серьезный фильм, но все может быть – это уже головная боль Александра Смышляева. Распорядок на корабле жесткий, подъем в 7.00 и 4 раза кормят – в 8, 12,16,20. Но что-то «укачивающихся» не видно, все дисциплинированно ходят на все полдники-обеды. Прошло уже 4 дня экспедиции. Уже ждем Матуа. 19.06.07. Стоим в том же районе о. Шумшу. Ночью был сильный циклон, дождь, ветер. К 10.00 ветер чуть утих, но дождь шел весь день. Часов в 11 капитан разрешил высадиться на берег, но только после обеда. Сразу после обеда высадки не получилось, усилился ветер - до 20м\сек. Опять стали ждать. В 15.00 ветер чуть утих. Разрешили первым рейсом идти двум водолазам и Верещаге, так как район высадки неизвестен. А затем пойдем, человек пять. Но, получилось совсем не так как предполагали. Очень долго спускали лодку, боялись под боковым ветром сломать кран. Корабль развернули, зацепили лодку, но что-то сломалось, и продолжился экстрим: сначала с лодки сняли мотор, спустили вручную лодку, а затем на подпрыгивающей и качающей лодке стали мотор устанавливать на место. Дождь так и продолжается, ветер потише, но волны довольно высокие. Лодка ушла, но место высадки нашли довольно далеко от корабля, я так и не увидела, где высадились. Но, орел Сергей, увидел и даже заметил перемещения по острову 20.06.07.Облачность высокая, дождя нет, Шумшу хорошо весь виден. В 9.00 снялись с якоря, и пошли к маяку на мысе Капустном. В 16.00 подошли к маяку. На лодке ушли наши два дайвингиста и маячники. Команда ловит рыбу – камбалу, треску. Среди рыбы ходит корабельная кошка Зюзя, абсолютно равнодушная к рыбе и какая-то тощая. Место очень интересное – каланы, много чаек, бакланов, и самое потрясающее – стадо касаток буквально около корабля. Стадо крутилось довольно долго, показываясь во всей красе, выпрыгивали и поодиночке, и по четыре, причем очень близко от корабля. Погода просто прекрасная, особенно по сравнению с предыдущими днями. Прошли мимо Алаида, Ширинки, Онекотана, обогнули Парамушир. Правда, острова видны, но урезанные – вершины закрыты туманом. 17.50 снялись и пошли к м. Васильева. Панорама мыса впечатляющая – ангары, доты, трубы, укрепления. Дали нам два часа, но в общей сложности мы были на м. Васильева с 19 до 22.30. Место интересное, но, конечно же, на каждое место высадки надо больше времени. Пытались больше посмотреть, но все-таки не получилось. На каждом метре что-нибудь да есть. Недалеко от японской дизельной с мощными бронированными дверьми – целое кладбище каких то японских агрегатов, нашли и сфотографировали иероглифы, сняли табличку, на которой и без перевода понятно «вперед-назад». Ниже к берегу в земле откопали с большими усилиями крышку от двигателя(?), часть крыла(?), коробку от двигателя японского самолета(?). Непонятно, почему он засыпан землей, может это уже когда здесь была наша погранзастава какие-то сооружения создавали? Осмотрели доты, остатки японского(?) самолета, японскую танкетку – нигде никаких обозначений и маркировок, сняли только одну табличку с иероглифами. Затем пошли к трубам, которые были видны с корабля. Около труб большие бетонные площадки, очевидно, было какое-то большое помещение. Две трубы вертикальные метров10 стоят, одна валяется. От четырехугольного основания, наподобие печки отходит вертикальная труба – внутри керамическая цилиндрическая труба до самого основания. Денис нашел осколки толстостенного сосуда коричневого горловина под закручивающуюся пробку, но е не нашли. Соберем, что получится. Печки находятся недалеко от ангаров, затем идет широкая взлетная полоса, очень заросшая и часть заболоченная. Е. М. увидел родного брата матуанского «Сталинца», только более раннего года выпуска. Стоят несколько тракторов. Вид у них хоть и ржавый, но эффектный. Даже оглядев поверхностно мыс графа Васильева (Граф Васильев был первым министром финансов, с 1806 г., умер он в 1807 г.), видно, что мыс был основательно укреплен. По рассказам бывшего маячника, на м. Подгорный, который был с нами на корабле, здесь на мысу стоял истребительный полк. К сожалению, историю островов мы почти не знаем. Но впечатляют японские укрепления. Готовились к круговой обороне. 23.00 – держим путь на Матуа, наконец-то. Теперь нужна только погода. 21. 06. 07. В 11.00 подошли к Матуа. День был очень насыщенный. Погода вроде к нам благоволит. Туман, конечно же, набегает, но и вулкан показался и весь остров открылся. Первый в этом путешествии. Капитан молодец, очень расположен к нам, предложил сначала сходить на разведку на место высадки полупустой лодкой и пустой баржой, а затем выгружать нашу ненаглядную технику – самоходную тележку, мини трактор и автомобиль Марк II. Лодка первая ушла на разведку, оставили там Сашу и Е. М. Вернулись и рассказали, что берег смыт волной цунами и высадка там вряд ли возможно. Но место это было выбрано, так как в предыдущие экспедиции на берегу был лагерь, и совсем недалеко начиналась японская дорога наверх. Здесь же, еще в первую экспедицию делали взлетную полосу для самолета. Решили проверить возможность выгрузки, отправив пустую баржу. Но напрасно – отлив, огромное количество камней и баржа даже близко к берегу не подошла. Я видела берег только в фильме и на фотографиях – и первая мысль была: «Где здесь можно было лагерь расположить?». Берег - сплошь огромные камни, какие-то бетонные кубы и прямо кладбище железа. Волна сняла, очевидно, всю почву и весь песок, и оголилось дно. Места лагеря нет, печка отнесена на м 30. Дот, стоящий на берегу и по фотографиям он весь заросший и металлической круглой крышкой – теперь же он стоит весь голый, бетонный, внутри бочки, дверь металлическая открыта, а козырек поднят вертикально. Волна прошла и по острову Топорковому, и когда позже высадились в бухте Айну – и там следы цунами. Но хоть с погодой повезло – увидели первый раз голубое небо, а потом и солнце. Море было спокойное, видимость отличная и все острова видны - Матуа, Топорковый, Расшуа. 22.06.07. пятница (уже стали путаться в днях недели, поэтому и пишу). С утра готовы на о. Матуа. В 9.20 спустили на воду Казанку, моторы и двинулись к новым приключениям. С утра туман, ничего не видно, и если бы не вчерашний день, то так и было бы непонятно, где мы находимся, и как это все выглядит. Сегодня необходимо выполнить главную задачу экспедиции – переправить технику к заставе. Это была целая военная операция. Трактор под чутким руководством Саши прокладывал догу, тянул машину, которая по сыпучему песку никак не хотела ехать. Цунами и здесь все подпортило – дорогу размыло, волна к дюнам сделала крутой откос. Операция проходила трудно и медленно. Все заснято на видеокамеру – и тележка падала, и машину опять тянули, пока не вытянули на приличную дорогу. Заплеск волны от берега был где-то на км. На тележке везли 4 колеса и две бочки с бензином, скарб весь пока оставили на берегу. Позже, пока трактор медленно продвигался по дороге, на тележке съездили и погрузили все остальное и довезли до машины. Тележка уникальная и Виктор управляется с ней как с дрессированной. Пока мужчины – Е. М., Саша, Виктор, Сергей и оператор Алексей «развлекались»с техникой я обходила укрепления бухты Айну. Вся земля перерыта, окопы, траншеи, гнезда, огромные продолговатые ямы с перемычками (глубина метра 3). На берегу стоит дот, после цунами открылась нижнее бетонированное отверстие, открылись два прохода в земле с деревянными крепежами, но засыпанные где-то через м. 2. И огромные траншеи и траншеи с перемычками предположили, что они для заполнения водой. Доты на всех господствующих точках. Осмотрела два типовых круглых бетонных дота на две амбразуры. Из амбразур отличная видимость на бухту. Потолок полукруглой сферой. Все как будто вычищено, нет никаких обломков железа, дерева, все чисто. Нет никакого намека на военное снаряжение, только провода идут и кабели разного диаметра, и то в редких местах видно. Ходить очень трудно. Тундра вся в кочках, в оборонительных рвах. На вершине один огромный дот, он есть в предыдущих фильмах, один дот на вершине. Две мощных металлических двери, внутри печь с тремя топками, с отверстиями для двух крупных круглых сосудов, выходит труба, есть вентиляция. Дот на три стрелка. Места стрелков отделены полустенками, весь дот обшит теплоизоляционными квадратами из травы и морской капусты? Около одной амбразуры сохранился бетонный «стол» для пулемета. Вход обвалился, но был капитально укреплен металлическими балками и сверху прикрыт дерном. Амбразуры смотрят на бухту Айну и на другую бухту, где сверху видна мощная линия обороны из траншей. На крыше дота круглый колпак, который очевидно откручивался, т. К. под ним шахта круглая в дот и ниже металлические скобы – очевидно для быстрого спуска при налете. На противоположной гряде, т. Е там, где должны быть тоже доты. Алексей увидел два отверстия и сбегал туда. Но это не доты, а какие-то цементированные комнаты с входом, противоположная стена и потолок выложен крупными зацементированными камнями, как и крупный дот на вершине. Из этой комнаты ведет дверь и тоннель вглубь сопки, но за вторым поворотом тоннель засыпан. Второй подобный – может пункт командный, может еще что? Впечатление от бухты Айну и ее укреплений очень странное. Как будто все вычищено специально в ожидании чьего-то прихода. А может, вообще орудий не завозили, или так законсервировали. Но ходить по чистейшим траншеям даже жутковато, как будто кто-то может появиться. Немного успокаивало тарахтенье трактора. Он продвигался очень медленно и перегрелся в районе аэродрома. Все-таки не приспособлен он, бегать такие расстояния по пересеченной местности. Машина вела себя отлично, на песке, на берегу чуть покапризничала, а потом работала как вездеход, ну, отвалился глушитель, какую-то трубу общими усилиями выломали. Но как авторитетно заявил Е. М.: «Все лишнее отвалилось». И так и продвигались Мы впереди на машине (я в качестве пассажира), указываем дорогу тележке, а позади Саша трактор дрессирует. Подъехали к заставе с сигналом, потрясая воображение наших дайвингистов и маячников. Затем их всех: 7 человек в машине и три наверху – Е. М. свозил на аэродром. И так как не успевали по времени (Необходимо было возвратиться на корабль в 21), то трактор законсервировали на лето-зиму в районе аэродрома. Сергей после возвращения с аэродрома сводил нас на «резиденцию» Выглядит она намного интереснее фотографии. Своеобразное, с налетом определенной эстетики. Среди зелени выглядит красиво. Мне пока трудно ориентироваться, где все находится, но думаю, по карте все разберу попозже. Машину и тележку оставили на зимовку в районе заставы. В 21.10 вернулись на корабль, и в 21.20 корабль ушел от Матуа. Конечно, очень жаль, что не обещанные три дня. Осталось очень своеобразное впечатление от острова – вроде освоенный и в то же время никаких следов. Хотя, если вспомнить, что гарнизон был 3 800 человек, а общая площадь острова – 6 на 12, т. е. 72 кв. м. Получается на 1кв. км по. 53 человека, площадь самого вулкана вряд ли надо учитывать, отсюда и выходит, что вся полоса обороны была густо заселена 23.06.07. суббота. Утром сильный туман, ветер, похоже, что очередной шторм никак не хочет оставить нас в покое. Рано утром подошли к м. Лисьему на о. Онекотане. Разрешили Е. М. и мне высадиться вместе с маячникам. Туман сильнейший, шли по GPS. Остров увидели, почти подойдя вплотную. 25-06.07. понедельник. Высокая облачность, море почти без волнения, даже проглядывает солнце. В 9.00 отошли от м. Васильева – идем в Байково. Подошли к Байково в 15.30. Тишина, высокая облачность – высадили нас на Шумшу в район Байково, где мы были в 2006 г. В первую очередь отправились в пещеру, которую нам показал в прошлом году С. Маршук. Видна она отлично – травы еще нет, перед входом лежит снег, серый, но довольно много. Пещера внешне не изменилась, не осыпалась, отверстие осталось прежним. Только почва более насыщена водой. Сразу при входе вода более глубокая, и как потом оказалось залиты водой и еще три ответвления прошли по всей пещере, мало что изменилось. Тяжелые вещи, оставленные в прошлый раз так нас и дожидались. Какая-то часть измерительного? прибора, причем внешняя стона по всей окружности, а меньший диаметр только наполовину. Круглое основание (очень тяжелое) все поделено на градусы? От основания отходил металлический полукруг, как будто внутри должно быть что-то закреплено. Вылезли из пещеры все грязные, как будто нас специально в грязи валяли. Снимал в пещере Саша, но что получится – не знаем. Вытянули все предметы и пошли под струю из трубы мыться. Больше всего досталось нашему Саше, все ему пришлось выстирать, так что при температуре +8 он остался в одной футболке. С удовольствием отдала свою рыбацкую куртку (и благое дело, и самой меньше на себе тащить). Затем наш путь лежал к памятнику, который мы в прошлый раз не успели посмотреть. Мужчины пошли как всегда по своему пути – их заинтересовал дым, идущий из бочек. Природу дыма они не увидели, но зато нашли пещеру. Я подошла к памятнику. Около него увидела печку, аналог той, которую привезли с Матуа и которая стоит на выставке в библиотеке. Памятник гранитный прямоугольный на широком постаменте, табличку сняли, остались только крепления от нее. Около памятника стоит какое-то сооружение, как будто постамент на небольших сваях, в центре четырехугольное углубление. Е. М. предположил, что это тоже был памятник. Затем присоединилась к пещерным исследователям. Пещера имеет глубокий вход, мимо протекает ручей, а чуть выше плотина. Пещера сначала довольно высока, а затем свод обсыпался, и приходилось ползти на животе, или идти гусиным шагом. Пещера имеет много ответвлений. Система – из круглой во все стороны расходится 3-4 хода и т.д.Следов пребывания человека никаких. 27.06.07. Среда. Море тихое, высокая облачность, даже намек на солнце.. Встали в 7.00., Все упаковали. Уезжали партиями, очень уж много вещей и у нас, и у дайвингистов. Накат очень сильный, всех окатило водой уже при первой высадке. Высаживались довольно далеко от корабля, все пространство около берега в сетях, так что наша лодка показывает высокое мастерство, лавируя среди них. Сделали шесть ходок, привезли все вещи, москвичей и СПБ, которые с нами были все время. Их все называют офицерам. За водолазами приехали 4 джипа, один с прицепом, за нами автобус. Закончилась 7 экспедиция, думаю, начальник наш ее правильно назовет, когда будет создаваться исторический документ – фильм и т. д. Встретили нас очень красиво и радостно: с шампанским, шариками, тортом, фруктами – торжественно и… немного грустно Но все интересное когда-то заканчивается. Будем ждать очередных приключений. По словам нашего руководителя Е. М. Верещаги: «Задачи поставлены – будем выполнять, надо написать в музеи, архивы, искать историков, переводить надписи – т. е. продвигаться вперед и отвечать на все возникшие в экспедиции вопросы». Летописца изображала Ирина Васильевна Витер |
|
© 2005-2024 «Камчатско-Курильские экспедиции» |
|